Профилактика суицидального риска

 

 

 

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств, среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств, среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности обучающегося, внутри личностный конфликт… Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.

Особую роль в формировании «культа» самоубийства играет Интернет. Существует множество виртуальных «клубов самоубийств», где даются подробные рекомендации и советы тем, кто хочет уйти из жизни. С одной стороны, авторы этих ресурсов предлагают психологическую поддержку нуждающимся, с другой стороны, здесь же описаны разные способы, как покончить жизнь самоубийством. Авторы некоторых публикаций рекомендуют, например, пользоваться сводными таблицами, в которых рассчитана длина верёвки для повешения, сила тока и принципы получения фенобарбитала из доступных в аптеках лекарств. Даются конкретные рекомендации по самому безболезненному и быстрому уходу из жизни, такие сайты укрепляют в сознании людей понятие о нормальности самоубийств.

Влияние социальных сетей на психологию ребенка огромно. На сегодняшний день увеличилось число сообщений в средствах массовой информации о случаях доведения до суицида подростков, состоящих в так называемых группах смерти. Вовлечение в игру происходит по схеме: самые заинтересованные подписчики попадают в более зловещие группы, оттуда – в закрытые группы по личным приглашениям, а дальше – в закрытые чаты, и у игрока появляется свой куратор. Самое страшное, что игра начинается с безобидных заданий – сначала подросток слышит приятную музыку, звуки волн и звуки, издаваемые китом, после чего поступают простые задания вроде того, чтобы нарисовать на руке кита, сделать селфи и так далее. Так, в течение 50 дней даются задания, а в финале пойманному на крючок подростку куратор предлагает выйти на улицу, найти самое высокое здание и совершить полет либо повеситься. Параллельно ребенку внушают, что он должен умереть, чтобы пройти игру. В случае отказа к нему приходят сообщения с угрозами убить его семью, в подтверждение своих угроз кураторы направляют все данные игрока и его адрес.

Еще раз скажу о роли родителей в решении данной проблемы: если ребенок остается сам по себе, без внимания родителей, при этом имеет проблемы в школе, то он пытается решить их сам, погружается в социальные сети, попадает на таких вот кураторов. Почти все подростки, увлеченные социальными сетями, виртуальными играми, воспитываются в семьях, где нет теплого общения, взаимопонимания с родителями.

Если в головах и сердцах ваших детей нет вас, это место займут чужие люди. Свято место пусто не бывает. Мы с вами должны работать в триаде: ученик – учитель – родитель. Если хотя бы один из участников этой триады выпадет – процесс обучения и воспитания не может быть полноценным,

В целях сохранения здоровья и профилактики суицидальных явлений среди несовершеннолетних обучающихся нашего колледжа, выявления и устранения причин, способствующих их совершению, обеспечение комплексной социальной  реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении с 14 февраля 2017 года дан старт месячнику профилактической работы в данном направлении. Выработан комплекс мер по взаимодействию всех сотрудников колледжа в профилактике участия обучающихся колледжа — и дома,- и на учебе,- и в общежитиях в разных сферах их деятельности,  представляющих опасность для жизни и здоровья.

Педагоги колледжа  уверены, что нужно научить наших студентов любить жизнь, дать почувствовать, что они нужны. Разные. Всякие. Наши дети. Чужих — не бывает!

 

Социальный педагог-психолог колледжа
Наталья Дозорец.