Адаптация студентов набора 2016 года в Прибрежненском аграрном колледже

Начало обучения в нашем колледже для 200 ребят стало принятием новой социальной роли – роли студента. Это сейчас  для них наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения своего будущего. На протяжении четырёх лет наши «малыши» будут взаимодействовать в той психолого-социальной среде, которая создана в колледже и, конечно, первые шаги адаптации наиболее значимы.

Многие первокурсники осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На “базе” этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов. В нашу систему сегодня приходят далеко не самые сильные учащиеся. Зачастую это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали “результата”, менее способные, но чаще всего – с ослабленным здоровьем и с “клубком” психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически. Таковы наши студенты – других у нас нет, но мы хотим работать с результатом.

Адаadaptation16птация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие для её начала. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Успешно ли проходят адаптацию студенты колледжа, каковы трудности, где проблемы? Способны ли первокурсники приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой?

Главная задача педагогов, особенно в адаптационный период,  -раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, преподаватель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за студентом право на самостоятельное принятие решения. В противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на преподавателя или куратора.

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается “активный поиск себя”. Даже отлично окончившие школу на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызвать множество трудностей.

Обучение в колледже – один из этапов становление личности молодого человека. Учитывая трудности процесса адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности в период сентября и октября 2016 года, согласно «Программе адаптации», со студентами первого курса, проводилось анкетирование:

Анализ анкеты адаптации первокурсников 2016-17 уч. год .

(групп 9, студентов-178)

  вопросы да нет частично
1. Не жалеете ,что стали студентом ПАК? 4% 70% 26%
2.

 

Студенческая жизнь по сравнению со школьной более интересна менее нет отличий
82% 11% 7%
3.

 

Какие отношения сложились в вашей группе дружеские каждый сам по себе неприятельские
81% 10% 9%
4.

 

Что для вас было самым трудным на первом этапе обучения в колледже привыкнуть к новой системе влиться в новый коллектив привыкнуть к новым условиям
31% 11% 58%
5.

 

Что для вас наиболее важное в данный момент учеба самоорганизация свободного времени другое
84% 11% 5%
6.

 

Ощущаете ли вы помощь со стороны куратора да нет частично
87% 13%
7. Удовлетворяет ли Вас уровень преподавания дисциплин да нет частично
70% 2% 28%
8. Ощущаете ли вы дискомфорт  и с чем он связан? строгость преподавателей боязнь не справиться с учебой ощущение одиночества
29% 61% 10%
9. Изменились ли ваши отношения с родителями да. улучшились ухудшились Нет
81% 19%
10. Оцените вашу адаптацию в колледже Адаптировался

92

не адаптировался

-8

Cоциальная адаптация и профессиональная ориентация студентов первого курса (групп 9, студентов-178)

воросы 1 2 3
1 «Выбор места обучения

1.Почему Вы выбрали колледж для своего профессионального обучения

по совету знакомых, друзей личный выбор повлияли родители
32% 52% 16%
2 2.Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже целеустремленность личности активность самих сила воли
55% 25%

смешанные чувства

20%

смешанные чувства

3 3.Собираетись ли вы работать по  своей специальности после оканчивая колледжа

 

собираются продолжать обучение после окончания колледжа пока не определились, чем будут заниматься после окончания пойдут работать после окончания колледжа по своей специальности.
58% 22% 20%
4 Блок вопросов «Мероприятия колледжа”

4.Участие во внеклассных мероприятиях колледжа

участвуют  в колледжных мероприятиях активное участии  в колледжных мероприятиях не участвуют/

не хотят участвовать

49% 21% 30%
5 Блок вопросов «Профессиональная ориентация”

Будущее место работы

в офисе частной компании

 

в государственном учреждении заниматься собственным делом
35% 20% 45%

В ходе анкетирования студентов первого курса выявлены  трудности,

а именно,

  • 85% — из числа анонимно опрошенных считают, что адаптация для первокурсников необходима.
  • 70% — сочли, что мероприятия, проводимые во время адаптации, помогли почувствовать себя увереннее в группе, в колледже.
  • 76% опрошенных согласились с тем, что работа на классных часах  помогла сплотить коллектив их группы.( тоже считаю, что цифра могла бы быть больше, если бы на тренингах присутствовали все из опрашиваемых)

Из числа мероприятий,  наиболее запомнившихся студентам, были названы:

  • Посвящение в студенты —74%
  • Экскурсии — 59%
  • Работа в группах 55%

На вопрос, чего не хватает для полноценного обучения в колледже, студенты ответили следующее:

  • Столовая — очереди. Не успевают все желающие пообедать.
  • Спортивных секций (они начинают работать с октября)
  • Работа библиотеки до 20.00
  • Мероприятий развлекательного характера —  Осенний бал, дискотеки, может Новый год?
  • Маловато свободного времени!

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: студенты в целом положительно характеризуют психологический микроклимат в своей группе, отмечают, что в их коллективе сложилась доверительная, дружелюбная атмосфера, могут свободно выражать свое собственное мнение при обсуждении вопросов. Однако небольшой процент опрошенных считает иначе: что атмосфера, сложившаяся в группе, не очень доброжелательна, при этом некоторые отмечают, что в коллективе образовались микрогруппы и нет единства.

Анализ анкет кураторов показал, что психологический микроклимат в своей группе они чаще всего характеризуют положительно: в сложившихся коллективах отсутствуют серьезные конфликтные ситуации, наблюдается доброжелательная атмосфера, характеризующаяся высокой степенью эмоциональной включенности и взаимопомощи, взаимоподдержки студентами друг друга. Но некоторые кураторы отмечают, что есть студенты, обособляющиеся от группы и проявляющие негативное отношение к одногруппникам.

Обобщив полученные в результате проведения комплекса диагностических мероприятий результаты, можно сделать следующие выводы:

  • большинство студентов достаточно успешно прошли период острой адаптации,
  • практически во всех группах складываются доброжелательные дружеские отношения, преобладает положительный психологический микроклимат,
  • эмоциональное состояние можно охарактеризовать как спокойное, позитивное.

Однако существуют сложности в адаптации студентов к новой системе образования, многие испытывают значительные перегрузки из-за большого количества уроков и домашних заданий. Существуют также отдельные сложности во взаимодействии некоторых студентов с другими людьми, как правило, они обусловлены личностными особенностями и сложившимися у них стереотипами межличностного поведения.

Подводя итоги, можно сказать, что адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты должны приобретать не только знания по конкретным предметам, но и нечто более значимое – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому работа коллектива по адаптации студентов первого курса в условиях колледжа является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для нашего коллектива

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. На каждую группу первого курса назначать минимум  по два помощника куратора из числа старшекурсников.
  2. Желательно, чтобы уроки во время первой недели адаптации были с большой переменой на обед, чтобы студентам было легче  «втянуться» в учёбу после летнего отдыха.
  3. Преподаватели-предметники должны на первых занятиях давать позитивную установку студентам и конечно ставить  меньше «2».
  4. Кураторы должны обязательно проводить рефлексию (анализ) после каждого мероприятия и по окончании курса адаптации. Усилить повседневный контроль обучающихся «группы-риска».
  5. Администрации осуществлять процесс адаптации в более тесной взаимосвязи с учебной частью, с родителями.

Социальный педагог
Н.В.Дозорец