Как выяснилось, сам Государь Император Всероссийский Николай II имел отношение к открытию сельскохозяйственной Кара-Тобейской школы, предшественницы современного Прибрежненского аграрного колледжа (филиала) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
В библиотеке Прибрежненского аграрного колледжа хранятся копии архивных документов, свидетельствующие о том, что 8 февраля 1912 года в I Департамент Государственного Совета последовало ВЫСОЧАЙШЕЕ (т.е. Николая II) утверждение о разрешении в изменение утвержденного Симферопольским Окружным Судом духовного завещания Почетного Гражданина В.Б. Тонгура, учреждения сельскохозяйственной Технической школы имени Вениамина и Сарры Тонгур на участке Кара-Тобе в 9 верстах от города Евпатории (нынешнее село Прибрежное).
Эти документы были известны и в советский и в украинский государственный период, но в то время популяризация имени последнего российского царя была не актуальна. И только сейчас мы можем с гордостью об этом вспомнить.
В этом году мы чтим память Всероссийского императора Николая II, со дня рождения которого 18 мая 1868 года прошло 150 лет.
Как историку мне бы хотелось выделить основные позитивные этапы в жизни и деятельности этого государя. Как старший сын императора Александра III и престолонаследник он уже с 1889 года участвовал в заседаниях Государственного Совета и Комитета министров, в 1890-1891 годах совершил путешествие в Индию, Китай и Японию, где чуть не погиб от рук японского самурая-фанатика, о чем мы узнаем из описаний князя Ухтомского. С 1892 года по 1899 Николай Александрович, председатель комитета Сибирской железной дороги, 20 октября 1894 года после смерти отца, взошел на престол, 14 ноября сочетался браком с великой княжной Александрой Федоровной (принцессой Алисой, дочерью великого герцога Гессенского. 14 мая 1896 года, Николай II короновался, в октябре того же года, посетил Францию, что окончательно закрепило узы франко-русской дружбы).
В сфере внешней политики важнейшими событиями царствования Николая II, являлись усиление русского влияния в Китае через учреждение русско-китайского банка концессию на постройку китайской восточной железной дороги и путем вмешательства в отношения Китая и Японии после войны в 1895 году, в 1896 году возобновление дружественных отношений с Болгарией, в 1898 году созыв мирной конференции в Гааге, в 1900 году мобилизация войск для защиты европейских миссий в Китае и восточно-китайской железной дороги от мятежников и другие мероприятия.
В области внутренней политики — восстановление металлического денежного обращения, завершенное законом 7 июня 1899 года, производство первой всенародной переписи населения (28 января 1897 года) введение судебных уставов в Сибири и другие реформы.
Когда Россия быстро перешла в конце XIX века на золотую волюту, это значительно упрочило международное финансовое положение Империи. Граф С. Витте, профессионал своего дела, проведший эту реформу в жизнь как министр финансов, пишет в своих мемуарах: « В сущности, я имел за собой только одну силу, но силу, которая сильнее всех остальных — доверие Императора, а потому вновь повторяю, что Россия металлическим золотым обращением обязана исключительно Императору Николаю II».
Все историки считают, что Николай II до конца своей жизни был верен наказам, данному ему его отцом за два дня до смерти.
Вот выдержки из них: « Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как и нес я, и как несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне врученное. Меня интересовало только благо моего народа и величие России.
Я избрал мой путь. Будь тверд и мужествен, не проявляй никогда слабости. В политике внешней — держись независимой позиции. Помни — у России нет друзей. Нашей громады боятся. Избегай войн. В политике внутренней-прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед».
Писатель Владимир Кашиц в своей книге «В Россию возвращается царь» отмечает, что семья Николая II вела уединенную жизнь, преимущественно в Александрийском дворце Царского Села. Николай II владел огромными богатствами. Земельный фонд царской семьи был настолько огромен — 8 млн. га земли! — что для управления землями с расположенными на них промышленными хозяйствами, дворцами существовало специальное удельное ведомство. Его бюджет составляет 28 млн. рублей. Однако сама царская семья жила очень скромно, все более изолируя себя от глаз петербургского света, который императрица не любила.
Блеск русского царского двора, несколько веков поражавший роскошью Европу, — при Николае II все более меркнет. Это, видимо, происходило не без влияния Александры Федоровны. Как и постепенное прекращение блестящих дорогостоящих придворных балов, последний из которых в длинном ряду истории Империи состоялся в Зимнем дворце в январе 1903 года.
По оценкам исследователей императрица с большой охотой, удивлявшей окружающих последовательностью, жертвовала средства на разного рода благотворительные мероприятия, охотно занимаясь различными попечительскими обязанностями, патронируя многие благотворительные учреждения, и, конечно, церквям, монастырям.
Николай и Александра были счастливыми супругами, но несчастными родителями. Их сын цесаревич Алексей страдал тяжелой неизлечимой болезнью крови. Многие интересные подробности мы узнаем из книги преподавателя французского языка Пьера Жильяра «Император Николай II и его семья», в которой автор упоминает пребывание Августейшей семьи и в Крыму. Вот один из эпизодов: «Весной 1914 года Императорская семья, как и в предыдущие годы, уехала в Крым. 13 апреля в яркий, чудный день мы прибыли в Ливадию. Нас ослепило солнце, в лучах которого утопали скалистые утесы, возвышавшиеся отвесно над морем, маленькие татарские деревушки, наполовину вросшие в обнаженные скаты гор, и ярко-белые мечети, которые своим блеском выделялись на фоне старых кипарисов, обрамляющих кладбища. Контраст с тем, что мы только что покинули, был так резок, что этот пейзаж, хотя и хорошо нам знакомый, представлялся нам чем-то сказочным и волшебным в своей дивной красоте и переливах света.
Эти приезды весной в Крым доставляли нам чудный отдых после бесконечных петербургских зим, и мы им радовались за несколько месяцев вперед.
8 мая, чтобы доставить удовольствие сыну, Государь решил воспользоваться днем, который обещал быть особенно хорошим, и подняться до «Красного камня». Мы поехали в автомобиле: Государь, Наследник и др. Мы поднялись мало по малу чудными сосновыми лесами по откосам гор яйлы. Громадные медно-красные стволы сосен, покрытые серым налетом, стройно и гордо поднимались к своим похожим на зеленные купола верхушкам.
День был так хорош, что Государь решил продолжать прогулку. Мы перевалили через северный склон яйлы. Там были еще большие снежные поля, и Алексею доставило большое удовольствие скользить по снегу. Он бегал вокруг нас, играл, шалил, катался в снегу, падал и вновь подымался, чтобы снова упасть через минутку. Никогда, казалось живость его природы, и радость жизни не проявлялись в нем с такой силой. Государь с очевидной радостью следил за прыжками Алексея видно было, что он глубоко счастлив видя, что его сыну вернулись, наконец, здоровье и силы, которых он так долго был лишен. Но страх возможного ушиба не покидал его, и он от времени до времени окликал ребенка, чтобы угомонить его резвость. Недуг наследника причинял Государю глубокое страдание и непрерывное заботы хотя он об этом не когда не говорил».
Далее Пьер Жильяр отмечает, что «В обыкновенное время Государь видел своих детей довольно мало; его занятия и требования придворной жизни мешали ему отдавать им все то время, которое он хотел бы им посветить. Он всецело передал Императрице заботу об их воспитании и в редкие минуты близости с ними любил без всякой задней мысли, с полным душевным спокойствием наслаждаться их присутствием. Он старался тогда отстранить от себя все заботы, сопряженные с той громадной ответственностью, которая тяготела над ним, он старался забыть на время, что он царь: и быть только отцом».
В советской историографии Николаю II вменяли в вину события Русско-японской войны 1-ой российской революции 1905-1907 год, реформы Столыпина, участие России в 1-ой Мировой войне. В западной историографии ХХ века, одной из причин событий, произошедших в России в 1917 году называли крайне не компетентную политику последнего царя. Но и тот же авторитет западной исторической науки Арнольд Тойнби утверждал, что невозможно разгадать исторический замысел мирового разума. Ведь, действительно, император Николай II руководил огромным государством, а мы, сакчане, вполне можем гордиться, что он знал довольно детально о нашем маленьком населенном пункте Саки. Вот что значит владеть бесценным даром целительных сил природы, какими являлись и остаются наши сакские грязи. И какую существенную роль они сыграли в жизни последней царской семьи Романовых при лечении последствий страшной болезни их сына Алексея.
Пожалуй, эта тема на сегодняшний день лучше всего представлена в книге нашего сакского историка-краеведа Людмилы Юдиной «Саки врачи и именитые пациенты курорта». Людмила Дмитриевна подобрала очень интересный материал. Она отмечает в этой книге конкретную практическую роль деятельности Николая II в развитии нашего западно-крымского региона, ведь по его личному распоряжению в Евпаторию через Саки из Симферополя была проведена железнодорожная ветка в 1915 году. Царская семья выделяла личные средства на развитие здравоохранения в Саках – это расширение корпусов земской больницы, покупка аппаратов Г. Цандера из Швеции для института физических методов лечения. Страшные события гражданской войны в России 1918 году оборвали историю земной жизни всех членов последней царской семьи Романовых и их, близких в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.
Пьер Жильяр в своих мемуарах вспоминал: «Через день после моего приезда я в первый раз проник в дом Ипатьева. Я обошел комнаты верхнего этажа, служившие тюрьмой; они были в неописуемом беспорядке. Видно было, что были приняты все меры, чтобы уничтожить всякий след живших в них».
Ночь холодна, тревожна и бледна, Из далека, как эхо, гул атак И зрит душа предчувствием полна Старинный двухэтажный особняк Иду к нему и открываю дверь Наверх по лестнице и странный вид предстал глазам. Что сбудется теперь? Передо мной пустой огромный зал. По стенам росписи: коней бегущих гривы И лики в нимбах смотрят в небеса, Наверно сцены на библейские мотивы, Каких-то тайных знаков полоса. |
А посредине – белым изваяньем Огромный всадник, скипетр в руках, В кругу свечей довлеет над сознаньем, И мантия застыла на плечах. Я в исступлении — вижу пятна крови, Ползет из окон слабая заря На стену, где нахмурил брови Портрет последнего Российского царя. К нему стремлюсь, протягивая руки, Бегу, но оборвался страшный сон, Я слышу жизни современной звуки Слова молитв и колокольный звон. |
Людмила Юдина в своей книге упоминает два исторических факта:
«В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской православной церкви Николай II, его супруга Александра Федоровна, дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей были причислены к лику святых. С тех пор 17 июля отмечается как День памяти царственных страстотерпцев.
В 2008 году Президиум Верховного суда РФ принял решение о реабилитации последнего Российского императора Николая II и членов его семьи».
Преподаватель Прибрежненского аграрного колледжа
А. Ставицкий