140 лет со дня рожденияакадемика А.Е. Ферсмана

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения академика Александра Евгеньевича Ферсмана. Имя этого выдающегося учёного – геохимика, географа и минералога неразрывно связано с историей Сакского курорта. Памятные мероприятия, связанные с этой датой проходят в этом году в России. Сакское радио уже говорило об этом, освещая деятельность академика Ферсмана в годы ВОв. Доклад по этой теме был представлен в материалах научной конференции, посвящённой 140-летию памяти со дня рождения учёного и проходившей в Крыму в этом году.

Сегодня необходимо снова вспомнить о жизни и деятельности Александра Ферсмана.

Родился он в Петербурге в 1883 году, но с детства каждое лето проводил в Крыму. Недалеко от Симферополя находилось имение его дяди по матери – А. Кесслера, учёного химика. Как пишет в крымских газетах кандидат геолого-минералогических наук В. Супрычёв, семейство Ферсманов часто выезжало на Сакский курорт, где маленького Сашу «обмазывали липкой грязью и смывали её крепкой соляной рапой.» Незабываемое впечатление на мальчика производили холмы белой и розовой соли, извлекаемой из озёрной воды. От своего дяди он узнал, что кристаллы соли каждый раз вырастают снова, а сбор соли сравнили с сенокосом или уборкой хлеба.

Интересные биографические данные о Александре Ферсмане содержатся в книгах Баландина и Сухорукова. Детские годы Александра прошли в Одессе, где он учился в 4-ой городской гимназии. В 1901г. он оканчивает гимназию с золотой медалью и поступает на физико-математический факультет Одесского университета, который в то время назывался Новороссийским. С 1903г. его отца генерала перевели в Москву, и Александр переводится на учёбу в Московский университет. Кафедрой минералогии в нём с 1891г. руководил сам В.И. Вернадский.

В 1907г. Александр Ферсман с отличием окончил Московский университет. Следующие два года он находился в научной командировке, побывав в Германии, Франции, Италии. В университете немецкого города Хайдельберг (ныне побратима Симферополя) Ферсман на основе строения алмаза изучал кристаллографию у преподававшего здесь норвежского профессора В. Гольдшмидта, признанного наряду с академиком Вернадским основоположником современной геохимии.

С 1909 г. Александр Евгеньевич Ферсман начал преподавательскую деятельность, а в 1912 г. выступил одним из организаторов и стал редактором журнала «Природа»

В 1915 году по инициативе А. Ферсмана был организован отдел сырья и химических материалов при комитете военно-технической помощи, который он возглавил одновременно Александр Евгеньевич стал секретарём комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС) при Академии наук России, председателем которой был В. Вернадский.

В 1917. А. Ферсман выехал в Крым на лечение. Для нас, сакчан, особенно интересно, что Александр Евгеньевич в очередной раз посетил Сакское озеро не только как благодарный пациент, но и как опытный исследователь. Летом 1917г. на озере работала экспедиция проф. Кашинского. В ней принял кратковременное участие и А. Ферсман. Научные мысли учёного, актуальные и поныне, вошли в сборник « К исследованию озёр юга России». В «геолого-минералогическом обследовании Сакского озера» Ферсман даёт описание чрезвычайно тонких наблюдений над процессом кристаллизации галита зарастание грязей озера – и делает вывод: «лечебное дело и соледобывание совместимы, но единственно рациональным должно стать ведение всего хозяйства одним лицом или учреждением».

Учёный первым установил хронологию озёра Саки. Наше озеро А. Ферсман назвал» национальным богатством» и рассматривал его, как «геологическое явление реликтового характера». Профессор Кашинский оставил воспоминания: «С раннего утра могучая фигура Ферсмана маячила на озере, дамбах и перемычках озера и соляных бассейнах. Приходилось только удивляться, как при своей массивности Александр Евгеньевич легко передвигался по бугристой гипсовой коре, под которой тонкие и вязкие чёрные илы» С геологическим молотком в руке, двадцатикратной лупой на груди и оттопыренными карманами, набитыми образцами озёрного гипса и друзами солей, он бродил по колено в соляной рапе озера. Выйдя на берег, ловко забирался на бугры розовой поваренной соли, разгребал её горстями и рассматривал в лупу…

Октябрьскую революцию 1917 г. Ферсман принял и как-то естественно вошёл в новую советскую науку. Профессор Дзенс – Литовский, ученик Ферсмана, известный исследователь соляных богатств Крыма (автор путеводителя «Курорт Саки и его окрестности») вспоминал как в двухчасовой лекции для студентов Петроградского института географии ректор Ферсман «живо, подробно и красочно» рассказывал о Сакском озере.

В 1919 г. отметивший своё 35-летие молодой учёный был избран действительным членом академии наук Советской России. Вскоре начались его многочисленные открытия неисчерпаемых запасов полезных ископаемых, в том числе стратегически важных: Кольский полуостров – в Карелии, Тянь-Шань, Каракумы и Кызылкумы – в Средней Азии, Уральские горы, Забайкалье. Для народного хозяйства особое значение имели его поездки по Хибинским тундрам, в результате которых А. Ферсман обнаружил месторождения апатитов и медно-никелевых руд.

В начале 30-х годов в составе экспедиции по изучению соляных озёр Крыма под руководством академика Курнакова Ферсман снова побывал на озёрах Сакском, Сасык-Сивашском, Мойнакском и Кизил – Яр. Учёного интересовали «околоозёрные и подозёрные воды, происхождение и перемещение гальки на пляжах, формирование пересыпей соляных озёр, явление выноса солей – движение солей по воздуху». Научные выводы академика легли в основу всех последующих исследований, проводимых на соляных озёрах степного Крыма.

В эти годы Александр Евгеньевич занимался геохимией, став одним из её основоположников в Советском Союзе. Наукой о химическом составе Земли Ферсман занялся еще, будучи студентом у Вернадского, с которым впоследствии его связывали более 40 лет совместной научной работы и глубокой дружбы. Одна из главных задач геохимии – изучение химической эволюции нашей планеты на основе распространённости и распределения в ней химических элементов, объяснение её геологический истории, деление земли на оболочки, или геосферы. Будучи фундаментальной наукой, геохимия имеет и безусловное практическое значение обобщив свой колоссальный научный опыт А. Ферсман в течении 1933-1939 гг. создал 4-томный труд «Геохимия.»

Александр Евгеньевич ввёл в научный оборот термин «кларки» – числовые оценки среднего содержания химических элементов в литосфере, гидросфере, атмосфере и в целом в земле, в космических объектах (ныне это предмет космохимии). Термин он ввёл в честь своего современника, американского геохимика Кларка, учёного открывшего средний химический состав земной коры.

Александр Ферсман один из авторов идеи о применении геохимических методов при поиске месторождений полезных ископаемых, чем сегодня пользуются геофизики в процессе наземных (полевых) исследований. Много внимания Александр Евгеньевич уделял и региональной геохимии, ещё в 1926 г. впервые наметив перспективность Монголо-Охотского геохимического пояса. Через 40 лет здесь полным ходом началась добыча сибирской нефти и газа.

Был А. Ферсман и крупнейшим знатоком драгоценных и поделочных камней. Он был непревзойдённым популяризатором научных знаний. Среди необъятного письменного наследия академика – более 1500 больших и малых научных работ: среди них «Занимательная геохимия», «Воспоминания о камне», «Рассказы о самоцветах», «Занимательная минералогия» и множество других, увлекательных и доступных для понимания.

Его называли ‘’поэтом камня» или «геопоэтом». Крымчане гордятся тем, что именно в окрестностях Симферополя детское увлечение минералами складывалось в сознании Ферсмана в серьёзный научный поиск, как было сказано выше, его дядя по матери, Александр Кесслер, ученик Бутлерова, владел имением Тотайкой в долине Салгира. Старое здание, бывшая жилая усадьба, ныне является корпусом логопедической школы – интерната в с. Лозовое, что на трассе Симферополь-Ялта. А более новая 2-этажная постройка, хорошо видимая со стороны шоссе, предназначалось для научных наблюдений и опытов Кесслера. Именно это, сегодня фактически бесхозное здание, находящееся на грани если не исчезновения, то крайнего разрушения непосредственно связано с ранним увлечением А. Ферсмана минералогией.

Именно отсюда, во время летних пребываний, будущий академик уходил в первые недалекие экспедиции. В 1927 г. в автобиографии, написанной для журнала «Огонёк», Александр Евгеньевич писал: «Увлёкся я минералогией в своеобразных условиях горного Крыма, среди научных интересов научной семьи, ещё 7-летним мальчиком». Он ходил в Курцы, в каменоломню (район современного кирпичного завода), находил нарядные минералы (напр. цеолит), в окрестностях Саблов (ныне с. Партизанское с одноименным водохранилищем), отыскивал горный хрусталь в меловых породах на северных склонах Крымских гор. В популярной книге «Путешествия за камнем» учёный с благодарностью о Крыме вспоминал: «Эти часы наблюдений оставили неизгладимое впечатление. Они научили меня очень трудной и сложной обязанности естественника – наблюдать».

Местам детского и юношеского увлечения А. Ферсман посвятил серьёзные научные работы, написанные в студенческие и зрелые годы. Это «К минералогии Симферополя», «Химическая жизнь Крыма в её прошлом и настоящем», «К геолого-минералогическому обследованию Сакского озера», «Геохимический очерк Крыма» и некоторые другие.

Жизнь Ферсмана разворачивалась стремительно, а деятельность его протекала очень напряжённо и насыщенно. Он активно жил настоящим – сегодняшними актуальными проблемами, но вот его мысли о времени: «… неизменно и без перерыва течёт время, раздаётся мерное биение часов и из вечности будущего в вечность прошедшего уходит время…

Тихо вокруг, и только мысль, свободная, независимая, пытается бороться со временем, в своих творческих мечтах опережая его течение, в достижениях упорной работы побеждая, ушедшие в прошлое века и тысячелетия… Время! Где же твой непреложный закон, твоё мирное и невозмутимое течение? Разве не сам человек определяет скорость твоего потока и разве не в нём самом познание времени?

Александр Евгеньевич Ферсман ушёл из жизни на 62 году. Похоронен в Москве. Вспоминаются его слова: «А пока мерно и однообразно раздаётся тиканье часов, неумолимая стрелка совершает свой путь и из неведомого грядущего в невозвратное прошлое переносится поток времени. В этом закон мироздания, ещё не познанный закон неумолимой судьбы».

 

 

Преподаватель А.А. Ставицкий