Преподаватель Ставицкий А.А.
День России – как он был от нас далёк, как в костре потухшем таял уголёк. Как то сами собой перефразируются слова знаменитой песни о Дне Победы. Да, это Победа – этот день мы приближали как могли. И с сединою на висках, и со слезами на глазах… Долгие 23 года шли мы к этому дню, к этому празднику. Многие не дожили, многие патриоты говорят: «уже и не верили в то, что это свершится». Свершилось – мы снова со своей Родиной – с Великой Россией! Мы – крымчане.
В сложный и неоднозначный период празднуем мы сегодня День своего Отечества, за Перекопом, в Новороссии гибнут наши братья ни в чём не повинные мирные люди. Опять нашей Родине угрожает опасность.
Задумываюсь и вспоминаю тысячелетнюю историю своего Отечества и понимаю, что ни одного века не было безмятежным для Руси, но всегда она в итоге побеждала. Русь изначальная 9-10 века враги её – печенеги, хазары, 11 век – половцы; 12 век – внутренние межусобицы княжеские, ослабившие государство; 13 век – монгольское нашествие и последующее в 14-15 веках – иго; 16 век «опричнина» царя Грозного и 25-летняя Ливонская война; 17 век – «Великая Смута» — польско-литовское нашествие, фактическая потеря государственности, церковный раскол; 18 век – войны со Швецией и с Турцией, дворцовые перевороты; 19 век – наполеоновское нашествие, ужасы крепостничества, Восточная Крымская война, фактически протомировая, и век 20 – век великих потрясений и испытаний – три революции, две мировые войны и все против России, и самый страшный удар – развал СССР – парад «незалежностей», но выстояла удержалась наша Родина Россия…
Как сказал наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин: «…Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой Бог её дал.»
Сегодня Крым в России и надёжно укрыт от войны, ибо крымчане всегда думали об этом. Давайте вспомним исторические реалии: 20 января 1991 года в Крыму состоялся первый на территории СССР референдум по вопросу о воссоздании Крымской Республики как субъекта Союза и участника союзного договора. В голосовании приняло участие более 81% избирателей. «Да» сказали более 93% избирателей, принявших участие в голосовании. 12 февраля 1991 года ВС УССР принял Закон «О восстановлении Крымской АССР» в составе Украинской ССР.
Вскоре было осуществлено преобразование областных органов власти в республиканские, создан ВС Крыма, Совет Министров. Опыт крымского референдума был широко использован при подготовке всесоюзного референдума 17 марта 1991 года, в котором приняло участие около 80% крымчан, при этом более 87% из голосовавших высказались за сохранение Союза.
В результате распада СССР Крым оказался в составе нововозникшего украинского государства, идея которого в силу специфического состава населения Крыма не имела здесь значительного числа сторонников, ведь в 1991 году на территории нашего полуострова проживало 1 млн 600 тысяч русских, 600 тысяч украинцев, около 200 тысяч представителей других национальностей, русский язык назвали родным около 90% крымчан, как отмечает историк Андрей Мальгин. Кроме этого, распад Союза слишком очевидно входил в противоречие с результатами волеизъявления населения Крыма, высказанного 20 января и 17 марта 1991 года. Отсутствие единого подхода к месту Крыма в системе государственного устройства новой Украины, заметные националистические тенденции в действиях наиболее политизированной части общества создавали серьёзную напряжённость во взаимоотношениях украинского государства и его крымской автономии.
Всеукраинский референдум первого декабря 1991 года и последовавшее затем избрание президента Украины перевели в новую плоскость развитие отношений между центром и автономией. Переговоры по проблемным вопросам (о порядке делегирования полномочий, их объёме, о региональном гражданстве и другим), которые велись в апреле 1992 года, не принесли успеха ни одной из сторон. В результате 29 апреля 1992 года ВР Украины приняла закон Украины «О статусе АР Крым», существенно сужавший сферу суверенитета Крыма. Это вызвало негативную реакцию, как со стороны ВС Крыма, так и со стороны жителей полуострова. Политическое противоборство ещё более усилилось после принятия ВС Крыма двух документов: Акта о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым, (под давлением из Киева этот акт отменён ВС Крыма 21 мая 1992 года) и Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года.
В ходе последовавших за этим переговоров между представителями Крыма и Украины было достигнуто соглашение, на основании которого ВР Украины приняла новый закон «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым» от 30 июня 1992 года. В большей мере отвечавший интересам автономии. В свою очередь ВС Крыма объявил о наложении бессрочного моратория на референдум о статусе Крыма. Закон «О разграничении» мог бы стать взаимоприемлемой основой для нормального сосуществования Крыма и Украины, однако этого не произошло. Введение его в действие ВР Украины постоянно откладывалось. Стали оживляться ревизионистские настроения в крымском обществе. В течение всего 1993 года неуклонно рос рейтинг партий, которые выступали за большую, нежели это предполагалось законом о разграничении полномочий, самостоятельность Крыма, а также за сближение с Россией или за воссоздание Союза- это РДК(РПК), Русская партия Крыма, компартия. В это период особенно остро стал вопрос о Черноморском Флоте и Севастополе, а последовавший переговорный процесс длился более 5 лет. Ещё в январе 1992 года предложение Украины о передаче ей соединений ЧФ встретило отказ (к нашему счастью) со стороны России. В том же году президенты государств принимают решение о сохранении ЧФ под объединённым командованием. Но уже в 1993 году стороны договорились о разделе флота по схеме 50х50 с последующим выкупом 30% украинской части флота Россией в счёт погашения долга Украины по энергоносителям, а также сохранения базы российского ЧФ в Севастополе. В 1995 году Кучма и Ельцин на переговорах в Сочи подтвердили соглашения о разделе флота. И 28 мая 1997 года сторонами были подписаны документы, в соответствии с которыми Россия арендовала базу, акваторию и всю инфраструктуру ЧФ сроком на 20 лет.
30 января 1994 года президентом Крыма был избран Юрий Мешков, выдвинутый избирательным блоком «Россия». Мешков в своей предвыборной программе предлагал возврат Крыма в рублёвую зону и заключение всех необходимых договоров с Россией для стабилизации и улучшения экономической ситуации в Крыму; отмену незаконного моратория на проведение референдума о статусе Республики Крым; осуществление программы развития Крыма, разработанной группой российских учёных под руководством академика Н. Шмелёва; начало поэтапной демилитаризации Крыма с сохранением на договорной основе баз ЧФ.
10 апреля 1994 года состоялись выборы в ВС Крыма. Кандидаты в депутаты от блока «Россия» составили большинство в новом парламенте Крымской Республики. Депутаты от блока «Россия» образовали одноимённую фракцию в парламенте. Председателем ВС Крыма был избран лидер РДК (РПК) Сергей Цеков.
Начало деятельности нового созыва ВС Крыма было благоприятным, на первый взгляд, для его большинства, которое пользовалось поддержкой не только крымского населения, но и значительных сил в России. Тем не менее, российское руководство неоднократно предупреждало сторонников интеграции о недопустимости каких либо действий, направленных на пересмотр существующих между странами СНГ границ. Действительно, забегая вперёд можно вспомнить, что летом 1998 года, когда закончились полномочия ВС Крыма первого или в современной трактовке второго созыва Ельцин, приехавший в Крым на отдых и отвечавший на вопросы журналистов в симферопольском аэропорту, заявил:« А мы и не собирались поддерживать крымских сепаратистов». Это о пророссийских то политиках республики! Газета «Крымская правда» опубликовало тогда эту информацию под рубрикой «Так и сказал!»
Поэтому становится понятным, что руки у официального Киева в 1994 – 1995 гг. по отношению к Крыму были развязаны.
В результате 17 марта 1995г. ВР Украины отменила конституцию республики Крым от 6 мая 1992г. и большую часть нормативно – правовых актов республики. Был упразднён пост президента Крыма, а также признан утратившим силу закон Украины, о разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым.
Последовавший затем указ Кучмы от 30 марта 1995г. вывел из подчинения ВС Крыма правительство республики. Согласно этим решениям украинских властей сфера самостоятельности Крыма была серьёзно ограничена, изменён статус республики, произошёл раздел территории автономии (территория Севастопольского горсовета была полностью выведена из-под юрисдикции крымских властей.)
Стало понятным, что следующим шагом Киева может быть роспуск ВС Крыма и последующая ликвидация Республики, с преобразованием Крыма в обычную область. Мы этого не допустили – благодаря парламентской политике ведения переговоров, ведь существует истина: “лучше 10 лет вести плохие переговоры, чем 1 день хорошо повоевать.” Поэтому Крым дал один из немногих примеров, в целом успешной, самоорганизации территории после грандиозного крушения государственной системы, существовавшей в СССР.
Воссоздание и сохранение автономии в Крыму помогло населению самобытного региона, более или менее спокойно пережить переход к новой реальности, в известной степени снизить неблагоприятные последствия, которые неизбежны в подобных случаях. В автономии с самого начала был весьма силён момент защиты русского языка и культуры, однако она ни в коем случае не была исключительно формой самоопределения этнических русских Крыма под влиянием “украинизации.” Автономия существовала и существует на основе общности интересов всего населения Крыма. Мы сохранили нашу республику, мы сохранили наш Черноморский Флот, поэтому мы можем радостно праздновать день своей родины в её составе. С Днем России вас, земляки!