Анна Ахматова

преподаватель Ставицкий А.А

 

«В ней была царственность. Скромная царственность. Она не смешивалась со своим окружением. Не по своей воле, не смешивается тот, кто невольно привлекает к себе внимание. А Анна Андреевна привлекала к себе именно внимание, а не любопытство». Так лаконично передал образ и суть великой русской поэтессы академик Н. А. Лихачев.

Анна Ахматова родилась 23 июня 1889 года. И хоть родной город Анны Ахматовой – славная Одесса. Мы смело и с гордостью можем считать её своей землячкой – крымчанкой.

В детстве Аня Горенко – это настоящая фамилия Ахматовой, приезжая в Крым, чаще всего каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Проезжала Анна и наши сакские благословенные земли Евпаторийского уезда. С августа 1905 г. до осени 1906г. она с матерью Инной Эразмовной жила в Евпатории. Здесь, в доме купца Пасхалиди, где её мама с детьми снимала жилье, Аня проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому селу и писала, по её словам, великое множество беспомощных стихов. Ей казалось, что отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. В наши дни, приезжая в гости к евпаторийцам, мы можем пройтись по Театральной площади, подойти к зданию Пушкинской библиотеки и обогнув его, посетить «Литературное кафе» имени Анны Ахматовой, расположенное в том доме, где останавливалась юная поэтесса.

Но всё-таки сильное её впечатление тех лет – древний Херсонес. «Вы знаете, — писала Анна Андреевна в одном из писем, — что я последняя херсонидка, росла у стен древнего Херсонеса, то есть с 7 до 13 лет проводила там каждое лето».

Первая поэма Ахматовой посвящена Севастополю и называется «У самого моря». Она создана в 1914 году как всплеск воспоминаний о Крыме. Впервые отдельным изданием поэма вышла в издательстве «Аполлон» в 1915 г., а в 1917 г. была включена в сборник «Белая стая».

Отчего же Севастополь, а не Ялта или Феодосия? Этот город был родиной Андрея Антоновича, отца поэтессы: здесь он родился и вырос. Его сёстры – тетушки Анны – продолжали жить в Севастополе: к ним она и приезжала на лето. Одна из тетушек жила в Балаклаве. О ней А. Ахматова оставила в своих «записных книжках» тёплое воспоминание: «Папина двоюродная сестра была гречанка и водила меня в греческую церковь на слободке». Поэтесса не сомневалась, что ее «предки» — греки, всего вернее морские разбойники, из тех, кого А. Куприн описал в очерке «Листригоны». В Балаклаве Анна Андреевна бывала также у матери, когда Инна Эразмовна жила здесь на даче после развода с Андреем Горенко, отцом Ахматовой. Уже после окончания в 1907г. В Фундуклеевской гимназии в Киеве Анна Андреевна почти год прожила на улице Екатерининской (ныне Ленина), в Севастополе, куда к ней приезжал Николай Степанович Гумилёв.

К какому же времени и месту относятся главные воспоминания поэмы «У самого моря» переживания «дикой девочки», которая «сушила солёную косу» на «плоском камне за версту от земли»? Данные подробности мы узнаём из книги В. Сухорукова «         Крым в лицах и биографиях». Интереснейшее исследование провела литературовед Алла Марченко, доказав, что 25-летняя Ахматова, вспоминая все периоды своей жизни в Севастополе, более всего восстановила впечатления именно 1897 года. И происходили те события у подножья Свято-Георгиевского монастыря, когда Ане было всего 8 лет. Есть в поэме строки: «когда я стану царицей, выстрою шесть броненосцев». Почему шесть? Оказывается, именно такую эскадру приводил в 1897г. к мысу Фиолент контр-адмирал Сиденсер (что проверено документально, как отмечает Сухоруков) для чествования своего бывшего однокашника  по морскому кадетскому корпусу, знаменитого художника В. Верещагина, отдыхавшего в это время на даче близ Свято-Георгиевского монастыря .В то же лето А. Ахматова жила здесь с тётушкой в монастырской гостинице. Личные переживания поэтессы «у самого моря» доносят до нас и отголоски детской любви, и чувства мальчика  полюбившего приезжую девочку, и чёткую узнаваемость родных пейзажей:

 

Солнце лежало на дне колодца,

Грелись на камнях сколопендры,

И убегало перекати-поле,

Словно паяц горбатый кривляясь,

А высоко взлетевшее в небо,

Как Богородицын плащ, синело,-

Прежде оно таким не бывало.

Лёгкие яхты с полдня гонялись

У Константиновской батареи,-

Видно, им ветер нынче удобный

 

А. Ахматова прекрасно владела французским языком, читала в подлиннике «Божественную комедию» Данте, литературный шедевр эпохи Возрождения, в котором многие могли запомнить строки: «земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу..». Училась Анна на высших женских курсах и юридическом факультете Киевского университета. С 1910г. преимущественно жила в Петербурге. Первую книгу стихов «Вечер» А. Ахматова опубликовала в 1912г. Вместе с Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом она примкнула к поэтическому направлению акмеизма.

 

Я живу, как кукушка в часах,

Не завидую птицам в лесах.

Заведут – и кукую.

Знаешь, долю такую

Лишь врагу

Пожелать я могу.

 

Первый муж Ахматовой Гумилёв (сам выдающийся поэт) так ей и сказал: «ты поэт, надо делать книгу».

Вслед за сборником «Вечер» в 1914 г. в России выходит новая книга стихов Ахматовой «Чётки», а в 1917 г. – «Белая стая». Анна Андреевна, обойдя все течения и потоки литературных стилей и направлений, утвердилась как совершенно самобытный поэт. Она рано поняла, что для этого нужно уметь сочувствовать людям, а значит научиться в одиночку пробиваться через полюса отчаяния и пустыни невзгод. «Весь настежь распахнут поэт» – в этой строке, по сути, словесный автопортрет Анны Андреевны. Отец запретил ей подписываться в публикациях его фамилией – Горенко, и она стала «Ахматовой», взял в качестве псевдонима фамилию своей прабабушки.

Поэзия Ахматовой отличается классической простотой и ясностью стиля «осязаемостью» образного строя, мелодичностью и высоким лиризмом. Судьба же её сложилась куда сложнее и замысловатей. В августе 1918г. Анна Андреевна развелась с Гумилёвым, который в 1921г. был обвинён в контрреволюционном заговоре и расстрелян. Безусловно, развод, а затем гибель Гумилёва явились для неё нелёгким испытанием: на её руках остался сын Лёвушка (впоследствии известный учёный). Такие события оставили отпечаток в её сердце до преклонных лет:

 

Зверей стреляют разно,

Есть каждому черёд

Весьма разнообразный

Но волка- круглый год

 

Волк любит жить на воле,

Но с волком скор расчёт

на льду, в лесу и в поле

Бьют волка круглый год.

 

Не плачь, о друг единый

Коль летом иль зимой

Опять с тропы волчиной

Услышишь голос мой.

 

А. Ахматова поэт своей жизни, где есть место каждому:

 

Не смущаюсь я речью обидною,

Никого не в чём не виню

Ты кончину мне дашь не постыдную

За постыдную жизнь мою.

 

Ахматова вторично вышла замуж в 1921 г., но через три года тоже развелась. К этому времени Анна Ахматова подготовила 4-ю книгу стихов «Подорожник», ещё более закрепившую за ней звание одного из лучших поэтов России. При этом поэтесса не поддержала тех, кто покинул родину и отбыл в эмиграцию: «не с теми я, кто бросил землю» — пишет Ахматова, бесконечно далёкая от большевизма, как в 1917 г., так и после.

 

Ты-отступник: за остров зелёный

Отдал отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну,

Для чего ты, лихой ярославец,

Коль ещё не лишился ума,

Загляделся на рыжих красавиц

И на пышные эти дома?

Так теперь и кощунствуй, и чванься

Православную душу губи,

В королевской столице останься

И свободу свою полюби…

 

В 20-е гг. Анна Ахматова усиленно занималась переводами восточной ,западноевропейской и латышской поэзии, также скрупулёзно изучала творчество и эпоху А.С. Пушкина. Литературоведческие работы Ахматовой отличаются точностью критического анализа.

С середины 30-х гг. в творчестве Анны Ахматовой наметился новый подъём. В 1940 г. поэтесса закончила работу над поэмой «Путём всея Земли». Но это эпоха сталинских репрессий. И звучит в отчаяньи «Последний тост»

 

Я пью за разорённый дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоём,

И за тебя я пью,-

За ложь меня предавших губ,

За мёртвый холод глаз,

За то, что мир жесток и груб,

За то, что Бог не спас.

 

Но к счастью, Бог Анну Андреевну всё-таки спас, хотя за свою смелую гражданскую позицию она настрадалась.

В 1935-1940 гг. ею был написан автобиографичекий цикл «Реквием», поэтический  памятник жертвам политических репрессий 30-х гг. Он, очевидно, и стал отправной точкой для травли поэтессы в период раздутого сталинским режимом  «Ленинградского дела». В 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) «о журналах» «Звезда» и «Ленинград». Анна Ахматова (вместе с писателем сатириком Михаилом Зощенко) была подвергнута уничтожающей критике и очернению. Всем издательствам вообще запретили публиковать Ахматову.

 

Хулимые, хвалимые

Ваш голос прост и дик.

Вы — непереводимые

Ни на один язык.

Войдёте вы в забвение,

Как люди входят в храм.

Моё благословление

Я вам на это дам.

 

Да, за это время Анна Ахматова успела пережить период полного забвения и нового признания.

 

Я знаю, с места не сдвинуться

От тяжести Виевых век.

О, если бы вдруг откинуться

В какой-то 17-ый век.

 

С душистою веткой берёзовой

Под Троицу в церкви стоять

С боярынею Морозовой

Сладимый медок попивать.

 

А после на дровнях в сумерки

В навозном снегу тонуть…

Какой сумасшедший Суриков

Мой последний напишет путь?

 

В годы ВОВ Анна Ахматова создаёт поэтический «Ленинградский цикл», написанный в дни блокады, и цикл «Ташкентские тетради», созданный в эвакуации в 1942-1944 гг. Уже в первые дни войны появились её слова-присяга:

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

что нас покориться никто не заставит!

 

Вершиной творчества Анны Ахматовой стала её последняя «Поэма без героя» (в полном виде изданная в 1976 г. уже после смерти поэтессы). Поэма посвящена жертвам блокадного Ленинграда.

 

Всё в порядке: лежит поэма

И, как свойственно ей, молчит.

Ну, а вдруг как вырвется тема,

Кулаком в окно застучит –

И откликнется издалёка,

На призыв этот страшный звук –

Клокотание, стон и клёкот–

И виденье скрещенных рук?

 

Военная тема в поэзии Ахматовой – это тема скорбящей матери:

Важно с девочками простились,

 

На ходу целовали мать,

Во всё новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, не хороших, ни средних…

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних…

Все они опочили там.

 

Сегодня девиз Ахматовой «Для славы мёртвых нет» высечен или укреплён на сотнях памятников воинской славы, у монументов на братских могилах в том числе на мемориале Славы в Ялте. Сегодня опять наступило время, когда мы вспоминаем мужественную ахматовскую клятву:

 

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова —

И мы сохраним тебя русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!